Проблема молчащих детей – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Как сделать речь ребенка более богатой? Как помочь малышу более полно и ясно выражать свои мысли?
Откуда вообще появилась проблема молчащих детей? Корни её уходят в обилие «неживой» речи вокруг подрастающего ребенка. Взрослые все реже говорят с детьми. Все большие объемы речевого потока доносятся до ребенка из вторичных источников: телевизора и радио. И хотя количество звуков, воспринимаемых ребенком, резко увеличивается, само их качество снижается. Ребенку важно воспринимать живую речь как звуковую вибрацию. Если он слышит те же самые звуки и слова в записи, на него они оказывают совсем другое воздействие.
Это объясняется простейшими законами физики. Просто это звуковые волны с разными характеристиками. И живую речь не заменишь телевизионными репликами. А поскольку живой речи ребенок слышит все меньше, то и речевые навыки у него формируются не так активно. Многие родители предпочитают включать детям развивающие программы по телевизору, а не играть в интеллектуальные лингвистические игры с детьми самостоятельно. Это и приводит к тому, что многие дети начинают говорить позже, а их речь не отличается богатством словарного запаса.
У подросшего ребенка из-за обилия телевизионных передач возникает и еще один дефицит. У него резко снижается количество прочитанных книг. Книги и живая речь – два взаимодополняющих фактора, которые помогают сформировать богатый словарный запас. Сейчас и то, и другое вытесняется телевизором. В стандартной семье взрослые и дети проводят перед телевизором основную часть свободного времени. И если для взрослых такое времяпровождение не так губительно, то на развитии детей сказывается кардинально.
Что делать в этой ситуации? Выключить телевизор и посадить ребенка читать «Анну Каренину», чтобы он начал говорить богатым литературным языком Льва Толстого? Во-первых, этого точно не произойдет, если у ребенка не сформирована привычка к чтению. А во-вторых, такой эффект и не нужен, чтобы ваш ребенок не заработал себе реальных проблем по нахождению общего языка со сверстниками.
Чтобы «расшевелить» речь, достаточно вспомнить о забавных лингвистических играх. Для того, чтобы расширить словарный запас подойдет игра Скрабл или ее русский аналог «Эрудит». У каждого игрока в этой игре – набор букв и задача составить из них максимальное количество слов. Вот когда понадобится вспомнить о литературном языке и редких словах, практически вышедших из употребления. Кроме того, уже сама игра станет источником узнавания новых слов, которые в обычной речи могут и не употребляться.
Другой вариант развития речевых навыков упирается в развитие образного мышления. Для этого лучше всего подойдет игра Крокодил в слова. Тут ребенку потребуется на время забыть о том, что он владеет обычной речью. И попытаться изобрести собственный язык жестов, который способен передать значение того или иного слова. Это на какой-то миг переместит ребенка по ту сторону речи. В игровой форме можно попытаться заглянуть за изнанку языка. Эффект после «возвращения» может быть самым неожиданным. Заинтригованы? Проверьте со своим собственным ребенком.
Другие интересные статьи:
- Алименты с безработного отца — это возможно?
- Как понять, что ребенок готов к школе — проверка знаний и умений дошкольника
- Воспитание ребенка с верой в Бога
- Что делать, если залили соседи?
- Робкий поклонник, или Как ускорить развитие отношений
Здравствуйте!
Когда начала читать вашу статью, то мелькнула мысль интересно узнать ответ на вопрос «Почему ребёнок молчит», но потом сразу выдохнула… Я с вами совершенно согласна, что так как люди редко разговаривают, а с ребёнком тем более, то отсюда и получаются такие «молчаливые» дети, как в том анекдоте — «раньше всё солёное было»
Надо научить ребёнка делиться своими мыслями об увиденным и слушать его рассказ, тем быстрее он научится говорить и говорить понятно.