Диагностика или тестирование готовности ребенка к школе воспринимается родителями неоднозначно. Одни полностью отрицают диагностику и считают, что у всех детей должны быть равные права. Другие стремятся самостоятельно или с помощью специалистов тестировать ребенка, чтобы претендовать на поступление в спецклассы.
На самом деле психолого-педагогическое тестирование готовности малыша к школе призвана и может принести большую пользу как для потенциального школьника, так и для его родителей.
Своей целью диагностика готовности к школе ставит не столько определение «слабых мест» или недостатков в развитии ребенка, сколько выявление готовности ребенка к требованиям учебного процесса.
Грамотная диагностика позволит выявить уровень умений и навыков ребенка, необходимых для успешной учебы. Успешная учеба малыша не только радует родителей, но и доставляет ребенку чувство удовлетворения и гордости, что стимулирует его на дальнейшие ученические «подвиги». На основе результатов диагностики можно выбрать оптимальное время начала школьной учебы и принять меры по развитию и стимулированию необходимых для учебы умений и навыков.
У многих родителей проверка готовности к школе отождествляется с проверкой навыков чтения, счета и общеобразовательных понятий. Однако настоящая подготовленность к школе определяется следующими факторами:
- у ребенка сформирована социальная позиция школьника: он знает, как надо вести себя в учебном заведении, он умеет строить отношения со сверстниками, понимает роль педагога;
- у ребенка есть стремление к учебе, сформирован переход от игры к обучению;
- ребенок умеет управлять своим вниманием и поведением, умеет достигать поставленных целей;
- ребенок мотивационно готов к учебе в школе.
Другими словами, у ребенка должна быть уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, он должен уметь играть по правилам, активно общаться с ровесниками и взрослыми. В то время, как на улице может пригодиться отпугиватель собак, в школе необходимо умение работать в коллективе и участвовать в обсуждениях. Оставаясь физически активным, ребенок должен управлять своим телом и поведением.
При этом ребенок должен проявлять свои творческие способности, быть любознательным и готовым к экспериментам, способным решать проблемы на основе своих знаний и навыков. Например, собираясь в поход или на рыбалку, он знает, что надо прихватить с собой средство от комаров. Он быстро сориентируется, оказавшись в незнакомой местности. Для будущего школьника важнее не количество усвоенной информации, а качество процесса усвоения: наличие познавательного интереса, способность систематизировать и обобщать полученную информацию, умение работать по инструкции и пр.
В настоящее время существуют различные методики диагностики: графический диктант, «образец и правило», «последовательность событий» и другие, которые можно легко найти в сети Интернет. Общими для всех методик являются критерии выявления умения ребенка действовать по правилу, умения внимательно слушать и точно выполнять различные задания. Однако не стоит самостоятельно заниматься диагностикой и уж тем более делать выводы — доверьте это специалистам.
Лучшее, что должны сделать заботливые родители после изучения методик тестирования — это понять, какие умения и навыки должен развивать их ребенок, чтобы помочь ему: стимулировать интерес к познанию, научить выполнять задания и доводить дело до конца, приучить к подчинению определенным правилам, привить культуру общения в коллективе, развить мелкую моторику рук и речь, навыки чтения и т.д.
Другие интересные статьи:
- Алименты с безработного отца — это возможно?
- Как понять, что ребенок готов к школе — проверка знаний и умений дошкольника
- Воспитание ребенка с верой в Бога
- Что делать, если залили соседи?
- Робкий поклонник, или Как ускорить развитие отношений
Добавить комментарий