Гобелен получил наибольшее распространение в Европе, в средние века. Мрачные, плохо отапливаемые каменные замки требовали дополнительного утепления. Для придания жилищам средневековых вельмож уюта и комфорта стены и даже потолки огромных залов занавешивали узорчатой тканью, особое многослойное переплетение которой придавало ей плотность и стойкость к воздействию сырости. Эта ткань получила название гобелен, а особый метод переплетения нитей до сих пор применяется при изготовлении обивочной ткани, покрывал, скатертей, салфеток.
Гобеленовое переплетение позволяет изготавливать ткань с узорами как с одной, так и с двух сторон. В средние века стали изготавливать данным методом огромные тканые картины, которые также получили название гобеленов или шпалер. Богатые и влиятельные европейцы стали украшать свои замки роскошными художественными полотнами, которые помимо своего утилитарного предназначения (тепло- и звукоизоляции жилища), стали символом богатства хозяев дома.
Гобеленовые картины изготавливались вручную на специальных ткацких станках. Эскизы для последующего воплощения их на гобеленовом полотне писались известными художниками того времени. Как и в средневековой живописи, сюжеты на гобеленах были связаны чаще всего с военной, охотничей или библейской тематикой. Выпускали тканые картины целыми тематическими сериями, чтобы интерьер комнат имел завершенный вид. Мастеров гобеленового дела, как собственно и мастерских, было немного, что придавало дополнительную ценность этим произведениям прикладного искусства. Позволить себе убранство дома гобеленами могли лишь очень богатые люди.
В качестве основы для производства шпалер-гобеленов использовали прочные шерстяные нити. Особо ценные полотна выполнялись из шелка с вплетением нитей золота и серебра. Такой гобелен по своей стоимости приравнивался, а порой и превосходил, ювелирные украшения. Со временем, когда отпала необходимость в обогреве замков и дворцов, гобелены превратились в предметы искусства, нежели убранства дома.
На сегодняшний день технология изготовления картин-гобеленов значительно усовершенствована. Нужды в ручном труде с появлением высоких технологий больше нет. Такие станки не редкость — в России существует несколько фабрик, занимающихся созданием тканых картин, напоминающих средневековые шпалеры.
Прогресс коснулся и материалов, используемых для производства гобеленовых тканей. Новые технологии окраски нитей нацелены на долгосрочное сохранение цвета и качественных показателей. Если в средние века тканые картины нуждались в тщательном уходе и периодической реставрации, то теперь они обладают более высокими характеристиками прочности и износостойкости.
Расширилась область применения гобеленового ткачества. Теперь это не только картины, но и сумки, покрывала, скатерти, наволочки, обивка для мебели. В качестве рисунка стали преобладать цветочные узоры, пейзажи, натюрморт.
Отношение к гобеленовым изделиям в интерьере до сих пор не изменилось. По-прежнему убранство, выполненное в технике гобелена, вызывает восхищение. В каком бы стиле ни был выдержан дизайн квартиры, вещи из гобелена отлично впишутся в обстановку, придавая ей нотку роскоши.
Другие интересные статьи:
- Выбор постельного белья для сладких снов
- Выбираем диспенсер для бумажных полотенец
- Рабочее место в интерьере детской — 7 шагов для обустройства
- Беспружинные матрасы или пружинные — какие лучше?
- Навесная полка — непростая конструкция
Добавить комментарий